Революция и гражданская война

В 1918-1920 г. утверждение Советской власти в нашем селе осложнялось вторжением немецко-гайдамакских войск на территорию наших сел, затем последовавшим наступлением добровольческой армии царского генерала Деникина и оккупации сел почти всей Курской губернии.

 

Из воспоминаний зачинателя колхозного движения, участника трех войн Воробьева Стефана Авдеевича:

Весть о революции пришла к нам из Пен. Новенцы начали рубить лес графа Клейнмихеля, к ним примкнули и наши Верхопенцы. В 1917 году из Обояни приехал пропагандист, учитель Лукашин. С паперти церкви он объявил об установлении Советской власти. С большой радостью народ воспринял декрет о земле. С песней «Отречемся от старого мира», народ двинулся к сельской управе. Здесь же на собрании были избраны депутаты. Это были бедные люди, крестьяне, солдаты, вернувшиеся с войны. В этот же день был избран первый председатель сельского совета Яковлев (его имя и отчество не установлены).

 

Из воспоминаний Струковой Марии Васильевны:

Докатилась до нас весть, что в Москве и Петрограде народ пришел к власти и повыгонял капиталистов. Вскорости Советская власть установилась в Белгороде. Жители нашего села, услышав эту новость собрались у сельской управы.

Радости было много, что сбросили этих дормоедов. Кто-то сказал, а что это орел висит, столько попил он нашей кровушки, убрать надо. И мужчины, взобравшись по лестнице, сбросили царский герб.

Жизнь в нашем селе налаживалась с трудом. Не успели порадоваться новой власти, как в село Верхопенье вошли корниловцы. В селе было создано ополчение, на помощь пришли черноморцы-моряки и объединенными силами разбили корниловцев. Но вскоре на село налетела банда Махно. Много трудностей пришлось пережить в те годы.

 

Из воспоминаний Жданова Андрея Михайловича:

На митинге у сельской управы выступил Мокроусов, который сказал: «Свернули мы голову царизму, прогнали Керенского, разбили Корнилова, разгромим и банду Махно.

 

Много замечательных людей, борцов за светлое будущее своей Родины, в том числе и своего, села, за счастье народа вышло из села Верхопенье. Первый революционер – верхопенец Пашетных Емельян Федорович, участник первой русской революции (1905 г.) в Закаспии, машинист паровозного депо. Активный член кружка «ПРАВДИСТОВ». Он был одним из организаторов побега заключенных с «Плавучей тюрьмы».

Председатель Казанджикского совета, расстрелян белогвардейцами 5 декабря 1919 года на станции Уфа в Башкирии.

 

Воробьев Федот Сергеевич (1885-1950 гг.) – солдат первой мировой войны. Красногвардеец гражданской войны. В январе 1918 года вернулся в Верхопенье с фронта.

Вошел в избу, снял шинель и папаху, поставил мешок и стал извлекать из него газеты и раздавать мужикам. Совсем немногие из них могли читать. Зная это, Федот Воробьев говорил: «Тут наша, правда, солдатская, окопная. Тут сказано все как следует и про землю, и про волю, и про тех, кто несет людям правду – про большевиков.

 

Матрос Жданов Иван Яковлевич (1885-1969 гг.) был участником революции 1917 г., штурмовал «Зимний». Он видел живого Ленина и слышал его речь на 1-ом Всесоюзном съезде Советов, участвовал в гражданской войне, вернулся домой с фронта раненый.

Тарасов Иван Васильевич был участником революции 1917 года, участвовал в штурме Зимнего дворца. Затем служил кавалеристом в Первой конной армии С.М.Буденного.

Жданов Федор Дмитриевич был участником революционных событий 1917 года, участвовал в гражданской войне. На первом Ленинском субботнике нес бревно вместе с Лениным. Когда вернулся домой, в Верхопенье был председателем колхоза «На страже» до войны.

В 1918 году в нашем селе была организована партийная коммунистическая ячейка, в которую входило семь человек. Первым секретарем партийной ячейки был избран Атанов Василий Ефимович. А в 1919 году в мае, была создана первая комсомольская ячейка по инициативе предуполномоченного из Обоянского УКОМА Шатохина Андрея Дмитриевича и секретаря местной партийной ячейки.

 

Из воспоминаний учителя Ткачева Дмитрия Дмитриевича:

Секретарем комсомольской ячейки была акушерка Верхопенской больницы Степанова Александра Ивановна. При приближении к нашему селу деникинских войск и коммунисты, и комсомольцы ушли на защиту Советской власти и все погибли.

 

В декабре 1921 года на смену деникинской армии, в Верхопенье ворвалась банда Махно со стороны села Новенькое. Первым, кого они схватили в урочище Толстое, был продкомиссар, наш земляк Шатохин Андрей Дмитриевич. Его связанного привезли в Верхопенье, в штаб махновской банды, который располагался в хате Тарасова Егора. Шатохина Андрея Дмитриевича, коммуниста, матроса стали допрашивать. После допроса ввели в избу народного судью Матвея Золотухина тоже на допрос.

Забрав партбилет Шатохина Андрея Дмитриевича, бандиты вывели продкомиссара и народного судью Матвея Золотухина и сразу же зарубили над оврагом. (Андрею Дмитриевичу Шатохину отрубили голову.) Прах продкомиссара вместе с другими комиссарами покоится в братской могиле в г.Обоянь. От рук бандитов погибло немало активистов, (коммунистов и комсомольцев), защищавших Советскую власть.

Закончилась гражданская война, и начался период НЭПА. Стала меняться к лучшему жизнь крестьян на селе. Если до революции землю делили только на мужчин, то после революции землей наделяли всех подушно независимо от пола. А земля для крестьянской семьи – кормилица. С радостью крестьяне встретили решения, принятые 10-м съездом РКП (б) о замене продразверстки продовольственным налогом. Налог был прогрессивным, те есть повышался в зависимости от роста зажиточности крестьян. Оставшиеся в хозяйстве продукты разрешалось продавать. Основная тяжесть налога падала на зажиточные слои деревни. Бедняки освобождались от налога. Возрождалось поголовье скота, в кузницах ремонтировался инвентарь, на селе слышался стук топоров на стройке дома или подворья.

После прихода Советской власти в нашем селе продолжали работу ликбезы по обучению взрослого населения, ликвидации неграмотности. Собирались в одной хате по 5-6 человек, их учили учителя читать и писать. По инициативе педколлектива Верхопенской семилетней школе были наделены из старшеклассников (6-7 кл.) лучшие ученики для обучения родителей и родственников на дому. Открывались избы-читальни. Одним из первых организаторов избы-читальни в нашем селе был Тарасов Петр Стефанович.

 

Из воспоминаний Карачевцева Григория Матвеевича, первого секретаря комсомольской ячейки:

Мы написали письмо Надежды Константиновны Крупской с просьбой помочь достать книги для внеклассного чтения в избе-читальне. Вскоре пришла посылка с книгами из Москвы.

 

Постепенно менялся облик села, люди стали жить культурно и зажиточно. В этот период были построены школы начальных классов на Меркуловке и на хуторе Покровском.

Летом 1925 года были организованы детские ясли при Верхопенской школе.

Каминская В.П. работала заведующей, а Пашетных М.К.-воспитателем. Дети получали трехразовое питание и ночевали в детских яслях, игрушки для детей присылали шефы из Белгорода рабочие железнодорожного дэпо. В знак благодарности крестьяне села Верхопенье осенью отправляли белгородцам излишки овощей картофеля, капусты и т.д. Вместо лошади в повозку был запряжен трактор. На первой повозке сидели члены родительского комитета.

С 1926 года Верхопенцы начали выращивать сахарную свеклу. Девушки ездили в экономию сахарного завода в Ивню перенимать опыт выращивания сахарной свеклы. Старшее поколение, в том числе наши родители неуверенно относились к этой культуре, которая до этого не выращивалась в нашем селе.

Но молодые девушки подростки ходили в Ивню и нанимались на работу в сахзавод обрабатывать сахарную свеклу. После переработки свеклы на заводе, крестьяне получали сахар-песок  кусками (головами) по льготным ценам.

 

Карачевцев Григорий Матвеевич вспоминает:

До революции сахар был редким и дорогим кушаньем.

 

Робко начала внедряться сахарная свекла и на полях крестьян в Верхопенье. Постепенно посевные площади под сахарную свеклу расширялись, появилась новая техника: сеялки, культиваторы для обработки этой культуры.10 октября 1926 года в селе Верхопенье открылась двухдневная районная сельскохозяйственная выставка.